По плодам узнаете
Как лучше копить на капремонт, выяснится к концу года
Во встрече участвовали: Нина Аксянова – зампредседателя правления НП “Воронежское Содружество ТСЖ”; Татьяна Головачева – зампред комитета Воронежской облдумы по коммунальному хозяйству и строительству, председатель ВРОО “Жилищный контроль”; Диана Гончарова – замруководителя облдепартамента ЖКХ и энергетики; Федор Ковалев – председатель постоянной комиссии гордумы Воронежа по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству; Сергей Макин – председатель ТСЖ “Сосна”; Василий Смольянов – начальник отдела Фонда капремонта многоквартирных домов Воронежской области; Владимир Фирстов – председатель ВРОО “ЖКХ – территория партнерства”.
Платить или не платить?
Нина Аксянова: Информации о нововведении для граждан недостаточно, и они не хотят ею интересоваться. Когда мы в ТСЖ выставили квитанции за декабрь, платить отказались те люди, которые в своей квартире никогда и не жили. Я сказала, что эта обязанность введена по ФЗ, – вопросы отпали. Но вы же видели квитанции от фонда капремонта? Там формулировка в договоре, размещенном на обратной стороне платежки, такая, что вам как бы дан выбор, платить или нет, соглашаться с условиями или не соглашаться. Как можно было так людей провоцировать? В голове сразу срабатывает: не заплачу и не буду никому должен.
Владимир Фирстов: У многих воронежцев в январе были проблемы с оплатой новой квитанции. Кто-то вообще не получил счет, у кого-то не принимали деньги, так как вовремя не заработала система. Люди решат, что можно сделать по старинке, и платежной дисциплины не будет.
Василий Смольянов: Квитанции на уплату взносов никаких формулировок “платить или не платить” не содержат. По закону взнос на капремонт – обязательный ежемесячный платеж. Те, кто его игнорирует, накопят долги, которые региональный оператор обязан взыскивать в судебном порядке. Пока собственники жилья проявляют прогнозируемую платежную дисциплину. Например, за декабрь на счет регионального оператора поступило 46 процентов от начисленных взносов. Во многом это связано еще и с тем, что первые квитанции пришли жителям фактически в новогодние праздники. Объективный анализ будет возможен только по итогам первого квартала 2015 года. В эти три месяца фактически идет “пуско-наладка” новой системы платежей, инструктаж сотрудников почты и банков, настройка программного обеспечения.
Для 236 многоквартирных домов мы открыли спецсчета по решению собраний жильцов. Кто-то открыл такие счета в кредитных организациях с госучастием. Теперь органы местного самоуправления разрабатывают краткосрочные планы реализации региональной программы на 2015 год, где будет конкретизировано количество ремонтируемых домов, виды работ и необходимый объем средств.
Татьяна Головачева: Если посмотреть на обращения граждан, то видно, что люди в целом понимают суть этих сборов на капремонт. Но некоторые вопросы остались неясными даже жилищно-коммунальным структурам. Допустим, владение спецсчетом. Оно имеет свои плюсы – можно тратить средства раньше срока, установленного в региональной программе капремонта. Но ТСЖ несут издержки на открытие и обслуживание счетов. И даже заключив с банком выгодное соглашение, люди не всегда в курсе того, во что им все это обойдется и сохранится ли покупательная способность их денег к тому моменту, когда понадобится сделать капремонт. Банки, конечно, не готовы давать такой прогноз.
Получается, что выгоднее отдавать взносы региональному оператору. Во-первых, он будет отслеживать поступление средств и вести претензионную работу с неплательщиками. Расходы на это будут покрываться из облбюджета и затем возмещаться за счет взысканных сумм, а у ТСЖ просто нет строки расходов на подобные дела. Во-вторых, деньги, собранные региональным оператором, планируется тратить в тот же год – процентов на 70-80. То есть покупательная способность этих денег будет выше, чем у тех, которые пролежали 10 лет в банке.
На годы вперед
Василий Смольянов: Лично я, проживая в многоквартирном доме, не волнуюсь о том, сколько будут стоить мои отчисления в фонд капремонта к какому-нибудь 2030 году. Ведь фонд обязан отремонтировать мой дом. То есть мои взносы вернутся ко мне в виде ремонта – новых систем водо-, газо- и электроснабжения, кровли, фасада и так далее. За эти годы я все равно не заплачу больше, чем будет стоить капремонт дома.
Сергей Макин: Активисты нашего ТСЖ не раз изучали и обсуждали изменения в жилищном законодательстве, но единого мнения – за регоператора или за спецсчет – так и не выработали. Может быть, оно появится через пару лет, когда в городе пройдут первые ремонты. А пока непонятно. Например, что будет с банками? Другой аспект – люди хотят жить в хороших условиях уже сегодня. Мы по их решению иногда вводим целевой сбор на капитальные работы и меняем, скажем, инженерные сети. Как тут объяснить, зачем еще один взнос на капремонт?
Татьяна Головачева: Часто граждане спрашивают и о том, смогут ли они отслеживать качество проведения ремонтов и выбор подрядчиков, если останутся под крылом регионального оператора. Да, будут конкурсы, но мы же знаем, что не всегда побеждают самые порядочные, поэтому и хочется как-то самим проконтролировать… Как бы то ни было, капремонт неотвратим, и оплачивать его мы обязаны.
Федор Ковалев: Вы говорите, что регоператор – это якобы хорошо. Но вот я живу в доме, которому 12 лет. Капремонт по программе ему светит, скажем, в 2034 году. Когда мне станет 80 лет и ни до чего не будет дела. При Советской власти мы могли откладывать деньги на кооперативную квартиру, холодильник, телевизор – зная, что когда-то их купим. А теперь мы привыкли жить одним днем. Хлоп – за полгода доллар подорожал в два раза, выросли все цены… К тому же все наблюдаем, с какими скандалами осваивались средства на капремонт по 185-ФЗ. Что будет с теми деньгами, который соберет регоператор?..
Диана Гончарова: Да, основные волнения связаны с долгосрочностью программы. Эти волнения разделяют и в Госдуме, и в правительстве РФ, и неизбежно будут вноситься изменения в соответствующий федеральный закон. Но пока мы исполняем то, что в нем прописано. Мы приняли программу капремонта на 30 лет – реестр многоквартирных домов, где указаны некоторые их характеристики и год капремонта, который не может быть сдвинут на более поздний срок. Подготовительная работа оценена высоко – иначе Воронежская область не получила бы федеральных денег на переселение граждан из аварийного жилья. Сейчас муниципалитеты готовят краткосрочные планы капремонта и учатся правильно вести мониторинг.
Стоимость работ будет погашаться из трех источников: это обязательные взносы граждан и средства господдержки из федерального и регионального бюджетов. Сказать сию минуту, как это будет происходить, нельзя – нет правоприменительной практики. Но гарантии закон дает.
Ход рублем
Федор Ковалев: Мое предложение – разделить традиционный взнос по строке “Содержание и текущий ремонт жилья”, чтобы ремонт оплачивать отдельно. Пусть это будет три-четыре рубля, но вы (равно как и контролирующие структуры) на лицевом счете дома всегда сможете проверить, сколько именно на ремонт собрано денег и куда они уходят. По моим данным, недобросовестные воронежские УК как раз эти три рубля выводят через “липовые” акты выполненных работ. Так вот, если сборы на текущий ремонт будут прозрачными, то многим домам и не понадобится столько времени копить на капитальные работы: оценочно до 600 миллионов в год “образуется”, это комплексный ремонт 60 многоэтажек! Прибавьте по 6,6 рубля с квадратного метра, еще больше выйдет. Дом площадью 10 тысяч метров в год соберет таким способом полтора миллиона – этого хватит, чтобы отремонтировать кровлю и систему горячего водоснабжения, на следующий год можно поменять канализацию и трубы холодного водоснабжения, потом отопление – и все, капремонт за три года.
Василий Смольянов: Вы говорите, что УК работают непрозрачно, и тут же предлагаете добавить в их ведение строку капремонта! Ее же путем долгих мучений “отгородили” от непрозрачной платы за текущий ремонт и содержание жилья. Региональные операторы специально созданы в такой организационно-правовой форме, которая не допускает применения захватывающих схем увода денег. Потому что средства собственников жилья зачисляются на лицевые счета домов, исключительно в фонд капремонта. И регоператор не имеет права тратить эти взносы населения на свое содержание – он, в отличие от УК, существует за счет областного бюджета.
Федор Ковалев: Я за то, чтобы люди сами выбирали, какие виды работ и когда им делать.
Нина Аксянова: Поясните на примере моего ТСЖ, что значит снять три-четыре рубля со строки “Текущий ремонт”. У нас тариф по первой строке 12 рублей, площадь единственного дома – 5,8 тысячи “квадратов”. На что выполнять неотложные работы? Вот мы перекрыли крышу в два слоя за 370 тысяч рублей. Сборов даже на текущий ремонт бы не хватило, мы вводили еще целевой сбор. А капремонт кровли обошелся бы куда дороже. Мы не можем просто вывести средства с первой строки, так как действительно оплачиваем из них работы по заявкам жильцов.
Федор Ковалев: У вас маленькая площадь, потому и туго с деньгами. Когда создавался закон о ТСЖ, Академия коммунального хозяйства имени К. Панфилова рассчитала, что экономически целесообразно товарищество, управляющее как минимум сотней тысяч квадратных метров. Тогда можно содержать штат слесарей, бухгалтеров и так далее. А Госдума, наоборот, намерена запретить ТСЖ из нескольких домов…
“Котел” поменьше
Владимир Фирстов: Дом, где я живу, управляется большим ТСЖ. Первая моя реакция на новый взнос – протест. Государство годами убеждало нас, что мы собственники жилья, а тут как бы засомневалось, что мы сможем сами нормально провести капремонт. Приходят чужие люди и командуют: ты либо счет открой и копить начинай на это все, либо нам давай деньги каждый месяц, а мы потом за тебя определим, что и когда латать. Что за недоверие к владельцам жилья? Почему закон не дает нам возможности самим для себя разработать механизм проведения капремонта?
Вот мой дом при нынешнем тарифе будет за год собирать 350 тысяч рублей. За два года – 700 тысяч, нормальная сумма. Но 700 тысяч сейчас и в 2017-м – разные вещи. Государство в лице регоператора может брать взаймы у одних домов и делать ремонт на других, пока деньги не обесценились. А почему ТСЖ из нескольких домов не имеет такой возможности? Оно вынуждено либо с регоператором работать, либо заводить счет на каждый дом. У нас в товариществе девять домов, за год они накопят пять миллионов. Этого достаточно, чтобы в рамках ТСЖ реализовать свою локальную программу капремонта по тому же принципу “общего котла”. А государство пусть контролирует. Поначалу ТСЖ из нескольких домов вообще не имело возможности открывать спецсчета – сейчас ее дали. Надеюсь, дальше разрешат делать не девять спецсчетов, а один.
Сергей Макин: Если бы можно было завести один счет на все дома, эту работу взвалили бы на председателя. А так в каждом доме надо найти добровольца, что не всегда возможно. И потом, сам капремонт фасадных и несущих стен тоже предполагает большую ответственность. Возьмут ли ее на себя собственники и председатель ТСЖ, если выберут спецсчет? Какую лицензию они потребуют у подрядчиков? Надеемся, государство будет контролировать такие моменты.
Диана Гончарова: Определенные изменения в законодательстве назревают, в том числе для той немногочисленной группы домов, где нормально работают ТСЖ. Это по-прежнему самая прогрессивная форма управления жильем. Государство и развернулось в сторону контроля над капремонтом именно потому, что люди показали неготовность к роли собственников. А допустить, чтобы они произвольно откладывали важнейшие работы и доводили дом до разрушения, нельзя.
Татьяна Головачева: Воронежская облдума направила в ГД несколько законодательных инициатив, которые как раз касаются условий капремонта. Есть предложение дать ТСЖ право использовать средства со своего спецсчета частями – на наиболее актуальные виды работ. Но господдержка для дома поступит все равно в тот срок, который определен областной программой. Аналогичным образом нужно поступать и тем, кто вверил свои накопления регоператору. Скажем, ваш капремонт намечен на 2025 год, а крыша у вас потекла в 2020-м. Тогда вы обращаетесь в органы местного самоуправления, те составляют акт и направляют регоператору, чтобы тот включил ваш дом в план на ближайшее время. В Воронеже есть прецедент, когда дом из-за проблем с фундаментом поставили в программу текущего года.
Сергей Макин: Вряд ли такое еще случится. Ведь если городская комиссия выйдет на мою кровлю и составит акт, что она прохудилась, то это будет означать, что мы как собственники плохо ее содержали! И любой житель такого дома будет вправе обратиться с жалобой на ТСЖ в жилинспекцию или в суд. По сути, чем лучше мы проводим текущий ремонт, тем больше оттягиваем капитальный.
Опубликовано в РГ (Экономика Центрального округа) N6614 от 3 марта 2015 г.