Недавно увидел обвинение в том, что рост строки «Содержание жилья» нарушает Постановление Правительства:
Давайте попробуем разобраться, какое Постановление Правительства нарушает факт роста строки «содержание жилья».
В августе этого года нам впервые было начислено по строке содержание жилья сумма по новому утвержденному решением общего собрания тарифу: 9,40 руб. за м2. Старый тариф 6,65 руб. за м2. Изменение составило 2 руб. 75 копеек.
2,75/6,65*100 = 41,35
То есть рост составил 41,35 %
Довольно много на первый взгляд, поэтому возникает вопрос о законности такого роста. Действительно, за последние несколько лет тарифы на услуги ЖКХ стремительно растут вверх и в некоторых случаях приобретаю просто неприличный вид. В связи с этим в 2009 году на свет появился следующий документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 “Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги”, призванный остановить бесконтрольный рост тарифов. Документ определяет принципы и порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Постановлением устанавливается, что «предельные индексы утверждаются… на очередной финансовый год и плановый период», «Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса…»
В воронежской области органом, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен является Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области. В конце 2011 года данное управление выпустило ПРИКАЗ от 27 октября 2011 г. N 44/2 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НА 2012 ГОД ПРЕДЕЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В документе сказано:
2. Установить, что при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг), рост совокупной платы за коммунальные услуги конкретного гражданина, проживающего:
– в полностью благоустроенном жилом помещении (с централизованным холодным и горячем водоснабжением, водоотведением, отоплением, газоснабжением природным газом на цели пищеприготовления и электроснабжением) не превысит 112% от уровня 2011 года;
Т.е. государственный регулятор установил, что в 2012 году рост тарифов на коммунальные услуги не должен превысить 12%.
Давайте посмотрим, что такое «коммунальные услуги». В правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, содержится следующее определение:
«коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
Определение «коммунального ресурса»:
«коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
Т.е. коммунальные услуги – это действия исполнителя (в нашем случае ТСЖ) по передаче потребителю (жильцам) коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа и т.п.
Содержание и ремонт жилья – услуга, в ходе которой осуществляется исполнение коммунальных услуг, а также выполняются работы по эксплуатации дома, повышению и сохранению комфортности проживания и поддержанию объекта в исправном состоянии. Является видом жилищной услуги. Оплачиваются пометражно, исходя из площади квартиры каждого жильца.
Вопреки мнению некоторых собственников жилья, жилищные услуги не подлежат тарифному регулированию. Их стоимость утверждается собственниками многоквартирного дома на общем собрании. При этом управляющая компания или ТСЖ могут пытаться «защитить» предлагаемый жильцам тариф.
К жилищным услугам так же относятся: вывоз мусора (твердых бытовых отходов), содержание лифтов, дополнительные услуги, такие как охрана, внутриквартирная уборка.
Так же пункт 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ указывает:
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилья определяется согласно пп. 7, 8 статьи 158 Жилищного Кодекса РФ:
7. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
То есть, согласно нашему законодательству, строка в платежке «Содержание и ремонт жилья» не является коммунальной услугой, а является платой за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и, следовательно, положения Постановления Правительства РФ «Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» на данный вид платежа не распространяется.
Величину платежей по строке «Содержание и ремонт жилья», согласно нашему законодательству, определяет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, либо общее собрание членов ТСЖ, если многоквартирный дом управляется товариществом собственников жилья.
И еще немного о цифрах:
Повышение тарифа за содержание жилья составило почти 42 %. Много это?
Давайте я Вам приведу немного официальной статистики и расчетов, а Вы сами для себя определите позицию о целесообразности повышения тарифа именно на такую величину.
Итак:
Последние несколько лет мы жили с тарифом 6,65 руб. за м2, а точнее впервые он был применен в июне 2008 года (до этого тариф составлял 5,76 руб/м2). В августе 2012 мы получили платежки с новым тарифом: 9,40 руб/м2. Т.е. оплата в 6,65 продержалась в нашем ТСЖ 4 года и 2 месяца.
Давайте посмотрим на официальную статистику инфляции в РФ за данный период (данные с сайта Росстата):
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991-2011гг.
Индексы потребительских цен на непродовольственные товары по Российской Федерации в 1991-2011гг.
Индексы потребительских цен на услуги по Российской Федерации в 1991-2011гг.
Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги в 2011 – 2012гг.
Период |
Индексы потребительских цен на товары и услуги, % |
Индексы потребительских цен на продовольственные товары, % |
Индексы потребительских цен на непродовольственные товары, % |
Индексы потребительских цен на услуги, % |
июн.08 | 1 | 1,1 | 0,7 | 1,1 |
июл.08 | 0,5 | 0,1 | 0,7 | 0,9 |
авг.08 | 0,4 | -0,2 | 0,6 | 0,9 |
сен.08 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 1 |
окт.08 | 0,9 | 1,6 | 0,8 | 0 |
ноя.08 | 0,8 | 1,3 | 0,5 | 0,7 |
дек.08 | 0,7 | 1 | 0,1 | 1 |
июн-дек 2008 | 5,1 | 5,6 | 4,1 | 5,6 |
2009 год | 8,8 | 6,1 | 9,7 | 11,6 |
2010 год | 8,8 | 12,9 | 5 | 8,1 |
2011 год | 6,1 | 3,9 | 6,7 | 8,7 |
янв.12 | 0,5 | 0,8 | 0,4 | 0,2 |
фев.12 | 0,4 | 0,7 | 0,3 | 0 |
мар.12 | 0,6 | 0,8 | 0,5 | 0,4 |
апр.12 | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,3 |
май.12 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,7 |
июн.12 | 0,9 | 1,6 | 0,2 | 0,8 |
июл.12 | 1,2 | 1,1 | 0,3 | 2,7 |
янв-июл 2012 | 4,4 | 5,8 | 2,5 | 5,1 |
Возьмем базовый уровень цен на товары и услуги на начало всего периода июнь 2008 – июль 2012 за 100, и подсчитаем уровень инфляции последовательно, беря за начало каждого года вычисленный показатель цен предыдущего года, тогда к концу рассматриваемого периода инфляция составит:
период | инфляция, % | 100 |
июн-дек 2008 | 5,1 | 105,1 |
2009 | 8,8 | 114,35 |
2010 | 8,8 | 124,41 |
2011 | 6,1 | 132 |
янв-июл 2012 | 4,4 | 137,81 |
37,81 %
Аналогично рассмотрим так же группы, имеющие наибольшее влияние в ценовой составляющей стоимости содержания жилья: индекс цен на непродовольственные товары и услуги.
Непродовольственные товары:
период | инфляция, % | 100 |
июн-дек 2008 | 4,1 | 104,1 |
2009 | 9,7 | 114,20 |
2010 | 5 | 119,91 |
2011 | 6,7 | 127,94 |
янв-июл 2012 | 2,5 | 131,14 |
31,14%
Услуги:
период | инфляция, % | 100 |
июн-дек 2008 | 5,6 | 105,6 |
2009 | 11,6 | 117,85 |
2010 | 8,1 | 127,40 |
2011 | 8,7 | 138,48 |
янв-июл 2012 | 5,1 | 145,54 |
45,54%
Как видим, за указанный период официальная инфляция составила 37,8%, в группе непродовольственных товаров 31,1%, в группе услуг – 45,5%. Естественно, реальная инфляция «несколько» выше, чем указана в отчетах службы государственной статистики, соответственно растут и цены на материалы и услуги, необходимые для обслуживания домов. Поэтому смета расходов на содержание наших домов, составленная на 2012 год, является бездефицитной только при увеличении тарифа на содержание жиль на 2,75 руб.
P.S.
И о горячей воде: благодаря работе, проведенной правлением и администрацией ТСЖ “Сосна”, начались работы по восстановлению рециркуляции (обратки) горячего водоснабжения на вводе дома 298 за счет муниципальных средств (не за счет денег собственников ТСЖ “Сосна”). На очереди и следующие дома
P.P.S.
И ремонта 3-ий подъезд дома 300 конечно дождется. Он был учтен в смете расходов на 2012 год, но в смете было заложено и повышение тарифа на содержание жилья. Однако, деструктивная работа группы жильцов, среди которых есть и должники с задолженностью в десятки тысяч рублей, не позволила в начале года провести общее собрание с повесткой дня о повышении «первой строки». Деньги, необходимые на полное исполнение сметы начали поступать только после оплаты платежек за август.
Администратор сайта Андрей